Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы монетарной политики 5
1.1 Понятие предложения денег и денежного мультипликатора 5
1.2 Количественные показатели денежного обращения, оценивающие предложение денег в экономике 8
1.3 Основные направления взаимодействия фискальной и монетарной политики и их инструментарий 10
2 Влияние изменения предложения денег на примере экономики России 13
2.1 Практика взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях неопределенности 13
2.2 Характеристика взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях стабилизации 19
2.3 Проблемы в сфере координации действий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Переход к политике инфляционного таргетирования предполагает ответственность Банка России за динамику уровня цен. Однако действия Правительства, проводящего фискальную политику, в том числе согласно определенным бюджетным правилам, могут затруднять достижение цели по инфляции для Центрального банка. В связи с этим исследование связи между политикой инфляционного таргетирования и бюджетно-налоговой политикой оказывается важной практической задачей.
У центральных банков, таргетирующих инфляцию, приоритетной целью является поддержание низкого стабильного уровня инфляции, а в качестве основного инструмента, с помощью которого банк достигает свою конечную цель, используется ключевая ставка. Промежуточной целью центрального банка является краткосрочная ставка процента на денежном рынке, изменение которой транслируется в ставки по кредитам и депозитам коммерческих банков, государственным и корпоративным ценным бумагам. Представление правила денежно-кредитной политики в виде регрессионного уравнения подразумевает использование в качестве зависимой переменной ключевой ставки процента. Однако ключевая процентная ставка центрального банка меняется достаточно редко, и имеет кусочно-линейный вид. Использование такого временного ряда для эконометрического анализа является весьма неудобным, поэтому в данном случае более корректным будет использование в качестве объясняемой переменной процентной ставки на межбанковском рынке.
Объект исследования – финансовая система России.
Предметом исследования является реакция денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России на вызовы, с которыми сталкивается российская экономика под воздействием процессов глобализации. В качестве основных вызовов выделены глобальный экономический и финансовый кризис 2008-2009 гг. и кризис 2014-2016 гг., в распространении которого важную роль сыграла серия внешних шоков.
Целью исследования выступает оценка взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Обзор теоретических основ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
2. Анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
3. Определение перспективных направлений оптимизации взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Исследование содержит предложения по совершенствованию экономической политики в условиях внешних шоков. Были выделены общие направления реакции денежно-кредитной политики на оба кризиса: поддержка валютного курса рубля, оказание помощи банковской системе, расширение инструментария денежно-кредитной политики. Вместе с тем, особенностью кризиса 2014-2016 гг. был переход к свободно плавающему валютному курсу рубля и усиление нестабильности в валютной сфере. В области бюджетно-налоговой политики отмечено запаздывание ее реакции на кризисы, а также меньший стимулирующий эффект во время потрясений 2014-2016 гг. Несмотря на относительно небольшие размеры государственного долга в России, показана тенденция роста издержек его обслуживания.
1 Теоретические основы монетарной политики
1.1 Понятие предложения денег и денежного мультипликатора
Денежные средства, которые банк берет на хранение, в виде кредитов выдаются клиентам-заемщикам. При этом останется возможность снятия всех вложенных средств с депозитов по требованию вкладчиков.
Практика подобного резервирования денежных средств используется всеми коммерческими банками. Наличность, отданная банку на хранение, делится на две части. Одна часть становится резервом, а оставшаяся выдается клиентам в виде кредитов. Все денежные средства, выданные или потраченные таким образом, обязательно размещаются на хранение в другом банке. В итоге создаются новые
Установлением нормативов обязательного резервирования занимается ЦБ России. Он может утверждать различные значения нормативов обязательного резервирования для различных депозитов. Реализация процедуры частичного резервирования позволяет Центральному Банку регулировать спрос и предложение денег в стране.
Частичное резервирование имеет ряд преимуществ:
сохранение ликвидности банка;
реализация монетарной политики ЦБ;
контроль спроса и предложения денег;
создание возможностей повторного кредитования и хранения денежных средств в целях повышения денежной массы;
защита от банковских кризисов;
гарантия стабильности функционирования банковской системы.
Коммерческие банки могут влиять на предложение денег, если занимаются только пассивными операциями, т.е. принимаю вклады от населения, но не выдают кредиты. Привлеченные денежные средства называются резервами. Когда все депозиты переводятся в резерв, такая система называется полным или 100%-м банковским резервированием.
В рамках функционирования кредитно-банковской системы происходит эмиссия денежных средств. Она способствует росту денег в ходе работы определенного коэффициента, который называется денежным мультипликатором.
При системе частичного резервирования необходимо определить долю тех денежных средств, которые хранятся в банке и в любой момент могут быть сняты по требованию. Норма резервов определяется по следующей формуле:
Rоб=D•rr,
где:
Rоб – это величина обязательных резервов; D – величина депозитов; rr – норма резервных требований.
При выпуске денег бывают ситуации роста денежной массы относительно первичной эмиссии. ЦБ приобретает ценные бумаги на сумму условно в 1000 рублей, расплачивается с продавцом выпущенными на эту сумму банкнотами. Продавец кладет полученные деньги на свой расчетный счет в банк, который эту сумму выдает клиентам в виде кредитов. Тем самым создается новая кредитная эмиссия и рост денежной массы. Далее могут быть и последующие этапы перемещения денежных средств, и их увеличение
Заключительная формула записи денежного мультипликатора:
К=1000•1/(1-к)
Значение первоначально выпущенной денежной массы – это не постоянная величина, а переменная. В этом случае формула денежного мультипликатора видоизменяется:
К=Э/(1/к),
где:
Э – это первичный выпуск денег;
К – это денежный мультипликатор.
Величину денежного мультипликатора регулирует Центральный банк через систему обязательных резервов коммерческих банков в центральном.
Данная величина колеблется во времени и пространстве, значение денежного мультипликатора для каждой страны свое. В развитых странах величина может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии.
В ходе контроля ЦБ размера денежного мультипликатора (к) определяется такое понятие, как денежная база (ДБ). Ее основой являются наличные деньги: ликвидные и обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке. Денежная база показывает величину денежной массы (ДМ), которой может пользоваться ЦБ России.
Величина денежного мультипликатора обратно пропорциональна величине обязательных резервов коммерческих банков в центральном. Если норма обязательных резервов выше, то величина денежного мультипликатора ниже и наоборот. Рост денежного мультипликатора зависит от оборота наличности и остатка на корреспондентских счетах в Центральном банке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабичева Ю. А. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2014. 397 с.
2. ГуревичМ. И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2013. № 5. С. 43-46.
3. Кондратов Д. И. Денежно-кредитная политика Центрального банка России // Современная Европа, 2014. № 1. С. 95 - 109.
4. Корищенко К.Н. О противоречии бюджетной и монетарной политики современной России как основной причине кризисов // Креативная экономика. - 2015. - C. 86-98.
5. Миркин Я.М. Центральный Банк Развития //Прямые инвестиции- 2013. №4. - C. 32-36.
6. Смуглов А. М. Проблемы кредитной политики и пути их решения // Банковское дело, 2014. № 2. С. 18-21.
7. Сухарев А.Н. Макроэкономическая политика «нефтяного государства» в условиях волатильности нефтяных цен // Общество и экономика. - 2015. - № 4-5. С. 35-43.
8. Титоренко А.А. Перспективы направления бюджетной политики как фактор стабилизации социально - экономического развития // NAUKA-RASUDENT - 2014. - C. 3-15.
9. Шмиголь Н.С. Зарубежный опыт стимулирования участия населения в добровольных накопительных пенсионных системах и возможности его применения в России //Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 6. - С. 57-67.
10. Шмиголь Н.С., Шмиголь Н.Н. Государственные программы социальной поддержки ветеранов: проблемы реализации //Экономика и предпринимательство. - 2015. № 5(1). - С. 143-152.
11. Эскиндаров М.А. и др. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно - кредитной, валютной и бюджетно - налоговой политики // Вестник Финансового Университета. - 2016. № 6. - С. 6-18.